ИТОГИ
XVIII международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики» 19-21 ноября 2019 г.
Скачать Решение конференции
Скачать АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (1)
Ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Игоревич Богданов приветствовал участников на открытии конференции, подчеркнув важность мероприятия для университета, города и страны. «Лучшие практики, о которых вы будете говорить, должны быть внедрены в систему управления образовательными кластерами, — отметил Сергей Игоревич. — Неслучайно конференция проходит в РГПУ им. А.И. Герцена: ни один другой вуз не выпускает такого количества специалистов для такого количества регионов Российской Федерации; мы разрабатываем программу, связанную с образованием в регионах».
«Сегодня мы в семнадцатый раз открываем эту конференцию, — обратился к аудитории директор института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена Александр Викторович Колышкин. — За эти годы она стала брендом института экономики и управления и Герценовского университета в целом. Нынешнее мероприятие посвящено образованию в эпоху цифровой экономики, что с одной стороны соответствует современным трендам социально-педагогического развития страны, а с другой — соответствует направленности нашего вуза. Конференция станет отличной площадкой для обмена мнениями между теоретиками и практиками. Желаю вам плодотворной работы, интересных дискуссий и творческого взаимодействия».
Заместитель Генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии, президент Ассоциации менеджеров образования и науки Михаил Васильевич Федоров открыл пленарное заседание, выступив с докладом «Университет как центр международного научного сотрудничества в цифровом обществе».
Секция 1 «Цифровая экономика: интеграция бизнеса, власти, науки и образования»
На секции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с интеграционными процессами, которые определяются становлением и развитием цифровой экономики. Выступление доцента Южного федерального университета А.Д.Мурзина было посвящено интеграции науки, образования и бизнеса для преодоления кадрового дефицита для цифровой экономики. Живой интерес и активное обсуждение вызвало выступление представителей HR агентства ООО «Сотер» О.М.Малахиевой и А.К.Вайберт «Проектирование цифровых компетенций: тренды и тенденции». Профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, директор ООО «Научно-техническое предприятие Гидропривод» А.В.Ащуелов поделился практическим опытом совмещения процессов образования, науки и бизнеса в технической области, уделил особое внимание острым проблемам преодоления формализма и бюрократии в системе высшего образования. Выступление доцента Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова Н.В.Сорокиной было посвящено эффективным механизмам реализации национальных проектов в области цифровой экономики. Заведующий кафедрой географии и картографии Волгоградского государственного университета Д.А.Солодовиков представил опыт реализации и перспективы развития современных подходов к организации учебных практик в естественно-научном образовании. Старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, доцент кафедры географии и картографии Волгоградского государственного университета С.С.Шинкаренко рассказал об уникальном опыте применения геоинформационных технологий в управлении агропромышленным комплексом Волгоградской области. Все выступления вызвали большой интерес и активно обсуждались. Участники констатировали актуальность формирования специфических «цифровых компетенций», пришли к консолидированному выводу о необходимости внедрения и развития успешных практик интеграции власти, бизнеса, науки и образования в условиях цифровой экономики. Модераторами секции выступили профессор А.В.Долматов и профессор О.Я.Гелих.
Секция 2 «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОМ КОНТЕКСТЕ: НОВЫЕ ФОРМАТЫ»
Качество образования тесно связано с образовательными технологиями и инфраструктурой – об этом состоялся разговор среди участников секции: Корягина И.И. (Ивановская государственная медицинская академия) предложила обсудить новые составляющие независимой оценки качества образования в вузе в цифровом контексте, Федосеева Т.Е. (ГАПМ имени Н.П. Пастухова) представила опыт использования цифровых ресурсов для маркетинга образовательных программ, Гущина Л.С. (ГАПМ имени Н.П. Пастухова) представила точку зрения на проблему управления рисками в образовательной организации в реалиях цифрового пространства. Дьяконова И.А. (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова) предложила проанализировать требования к компетенциям профессорско-преподавательского состава в условиях цифровой трансформации университета, Аниськина Н.В. (ГАПМ имени Н.П. Пастухова) предложила направления профессионального развития педагога в условиях цифровизации, Рубцова О.Л. (РГПУ им. А.И. Герцена) обозначила проблемы формирования новых компетенций преподавателей в условиях цифровой экономики. В других докладах (всего 15) были предложены к обсуждению проблемы использования социальных сетей в высшем образовании, обучение информационной безопасности, методы обучения и другие актуальные вопросы. Модераторы: Тимченко В.В., Анискина Н.Н.
Итоги секции 3 «Экономика и управление образованием в условиях цифровизации»
В ходе работы секции поднималась проблематика географической локализации центров притяжения учреждений высшего образования (Н.К. Габдрахманов). На секции многократно поднимались вопросы обеспечения конкурентоспособности учреждений высшего образования в условиях цифровизации (Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер, Н.А. Пашкус). В докладах анализировались условия цифровизации и те требования, которые они предъявляют к игрокам рынка высшего образования (Н.А. Пашкус) и учреждений СПО (Ю.В. Айдарова). Авторы докладов предлагали для обсуждения модели обеспечения и оценки конкурентоспособности вузов в условиях цифровизации (П.В. Конюховский, Н.А. Пашкус, Л.Р. Вахитова). Поднимались также вопросы применения современных цифровых технологий в образовательной деятельности (Чурилина И.Н., А.С. Ковалева), а также проблематика стимулирования учреждений образования различного уровня к повышению конкурентоспособности (И.Ю. Фролова, Ю.В. Закревская, А.В. Белов).
Секция №4 «TREND TEACHING TECHNOLOGIES В РАЗВИТИИ STEAM»
Проблемы технического образования в цифровой экономике обсудили Леонова Л. А. (Томский политехнический университет), Sonia Khan (IT Networking, Vice President, GWF STEM for Girls (Fiji)), Сенчило И. В. (ГБОУ Гимназия № 586, Санкт-Петербург), Базен И.С. (Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова), Bazen J.C. (Университет прикладных наук Саксион, Нидерланды, Энсхэде), Демьянчук Я.В. (ГБОУ 755 “Региональный Центр аутизма»), Ерома М. В. (РГПУ им. А.И. Герцена), Вайнер Л. (кружок олимпиадной математики, физики и программирования, Санкт-Петербург), Сычёва С.М. («Кванториум», Всеволожск Ленинградской обл., Анаева Ф.А. (МОУ СОШ №1 с.п. Канделен, Нальчик), Шелюховская М. Н., Иванова Л.В., Юганова Н.А., (ГБОУ Лицей № 344, Санкт-Петербург), Жирякова С.Н., (Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Губкин), Кондратьева Л.П. (ГБУ ДО ДТ «Измайловский»), Топоркова Т. Г. ГБОУ (СОШ № 327, Санкт-Петербург), Ляпина О. А. (ГБОУ СОШ 213, Санкт-Петербург), Рассадина Д.О. (Московский авиационный институт), Чумахидзе Т.Л. (ГБОУ «Инженерно-технологическая школа № 777», Санкт-Петербург), Сурикова М.А. (ГБОУ СОШ №213), Трофимова И.Б. Модератор секции: Апевалова З.В.
Секция 5 «Проблемы формирования и развития человеческого капитала 2.0»
Модераторами секции выступили профессор С.Ю.Трапицын и доцент А.О.Кравцов. В работе секции приняли участие представители РГПУ им.А.И.Герцена, Западно-Казахстанского государственного университета, Донского государственного технического университета, Южного федерального университета, СПбПУ и ВШЭ. Были обсуждены проблемы понимания феномена «человеческого капитала 2.0.» и его влияния на развитие социально-экономической сферы государства в целом и отельной организации. Участники обменялись мнениями по поводу ключевых направлений и технологий формирования человеческого капитала в социальных системах различного уровня.
Итоги секции 6 «Онлайн обучение в условиях цифровой экономики»
Участникам был представлен опыт Томского государственного университета — одного из лидеров онлайн-обучения в России (Г.В.Можаева, Я.М.Пчелинцева, К.И.Яковлева). В режиме «онлайн» выступил с докладом и поддержал дискуссию президент Союза профессионалов дистанционного обучения Юрий Николаевич Белоножкин. В работе секции приняли участие представители Уфимского государственного нефтяного технического университета, Государственной академии промышленного менеджмента (Ярославль), Воронежского государственного университета, Российского университета кооперации, Московского государственнного психолого-педагогического университета, СПбИТМО, СПбГЭУ, Ковровской государственной технологической академии имени В.А.Дегтярева, Православного свято-тихоновского гуманитарного университета. Точку зрения бизнеса в отношении запросов к цифровому образованию представили Евгений Яновский — совладелец ИТ компании «Show4me.com Music Interaction Network» (Кипр — Великобритания) и выпускница института экономики и управления Анастасия Яновская – руководитель проекта «Ethic Boutique — RUSSIA». Состоялся профессиональный разговор заинтересованных в развитии онлайн-обучения специалистов. Модераторами секции выступили Виктор Владимирович Тимченко (РГПУ им.А.И.Герцена) и Галина Васильевна Можаева (Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования в Финансовом университете при Правительстве РФ).
Круглый стол «ТРАНСФОРМАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ПОД ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ»
Круглый стол 21 ноября 2019 г. «Трансформация университетов под цифровую экономику: системное университетское образование vs курсов на цифровых платформах», модератором которого выступил директор Центра финансово-экономических решений в образовании института образования ВШЭ, руководитель магистерской программы «Управление высшим образованием» Кирилл Зиньковский, — стал настоящим украшением международной конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики». Приглашенные спикеры являются признанными профессионалами по заявленной теме: Михаил Пучков — проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РГПУ им.А.И.Герцена, Андрей Щербенок — директор Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, профессор практики Московской школы управления «Сколково», Дара Мельник — исследователь и руководитель исследовательской группы в Центре трансформации образования Московской школы управления «Сколково», Александр Остроухов — директор корпоративного центра, секретарь комитета по инновационной деятельности и внедрению технологий СПбИТМО, Яков Сомов — сооснователь платформы открытого образования «Лекториум», Петр Сафронов — преподаватель НИУ ВШЭ, генеральный директор АНО «Московский философский кружок», Геннадий Егоров — протоиерей, директор Института дистанционного образования ПСТГУ.
Обсуждены проблемы, которые вызывают большой интерес научно-педагогической общественности, бизнеса и власти: как университету сохранить за собой лидерство в сфере подготовки кадров для цифровой экономики? как может быть налажено взаимодействие базового и дополнительного образования? являются ли образовательные онлайн-платформы альтернативой или дополнением классического высшего образования? в чем основная цель цифровизации университета? Оргкомитет выражает благодарность ключевым спикерам и участникам круглого стола за интересную и содержательную дискуссию, глубокие и емкие суждения, заинтересованность и готовность участвовать в формировании будущего российского образования.
Научно-педагогические чтения профессора В.А.Абчука
21 ноября 2019 года в Институте экономики и управления прошли ежегодные Научно-педагогические чтения памяти профессора Владимира Авраамовича Абчука. В этом году тема чтений «Современный менеджмент в идеях и концепциях» позволила участникам убедиться в том, что научные труды профессора В.А.Абчука в области менеджмента, предпринимательства нисколько не утрачивают своей актуальности и оригинальности. Воспоминаниями о Владимире Авраамовиче поделились коллеги, которые на протяжении многих лет знали его, – А.В.Кондрашин, Л.А.Громова, А.П.Панфилова, М.С.Пашоликов. Специальным гостем чтений была Елена Владимировна Коршунова – дочь Владимира Авраамовича, которая рассказала о ранее неизвестных фактах его биографии. Доклады студентов, представленные на чтениях, оценивало профессиональное жюри, а также было организовано зрительское голосование. В этом году мнение жюри и мнение зрителей совпало и студент 4-го курса Олег Яхно («Менеджмент организации») занял I место и «Приз зрительских симпатий»; II место – Екатерина Заболотных («Реклама и связи с общественностью»); III место – Анна Бровкина («Менеджмент организации»). Все посетители чтений имели возможность познакомиться с выставкой книг В.А.Абчука. В целом Научно-педагогические чтения прошли в очень теплой атмосфере, способствующей воспитанию у студентов гордости за принадлежность к Герценовскому университету, в котором трудился такой незаурядный, разносторонний и замечательный профессионал – Почетный профессор РГПУ им.А.И.Герцена Владимир Авраамович Абчук. Организатором чтений выступила доцент Людмила Сергеевна Киселева.
День карьеры – конкурс студенческих проектов
21 ноября 2019 состоялось традиционное мероприятие Института экономики и управления «День карьеры – конкурс студенческих проектов». С приветственным словом выступили проректор по инклюзивному образованию Герценовского университета Кантор Виталий Зорахович, директор института экономики и управления Колышкин Александр Викторович и выпускница 2007 года по специальности «Менеджмент организации», руководитель социальных проектов, менеджер «Ethic Boutique» Яновская Анастасия. На суд зрителей были представлены 6 проектов, подготовленные студентами и школьниками. В состав членов жюри вошли профессиональные менеджеры, представители бизнеса и власти — директор Центра финансово-экономических решений в образовании Высшей школы экономики Зиньковский Кирилл Викторович, главный менеджер авиационной компании Aviareps Персиц Светлана Николаевна, генеральный директор сети магазинов «Велодрайв» Остапенко Кирилл Евгеньевич, руководитель информационно-справочной службы Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Аравидис Юлия Игоревна, член совета директоров компании «Show4me.com Music Interaction Network» (Лондон) Евгений Яновский, член совета директоров сети строительных магазинов «Максидом» Евневич Мария Александровна, выпускники института экономики и управления — менеджер по развитию музея «Петровская акватория» Артюшина Елизавета Олеговна и начальник отдела персонала Группы компаний «Гарант» Васильева Юлия Геннадьевна и заместитель председателя профкома РГПУ им.А.И.Герцена по работе со студентами Казанкин Владимир Валерьевич. По решению жюри третье место занял проект «Вокруг Герцена за 60 минут», авторы Сидорова Ульяна, Лившиц Снежанна, Сергеева Яна, Федотова Елизавета, Балашова Мария, второе место занял проект «Бумага счастья», авторы – представители средней школы №1 города Тосно Ефимова Елизавета, Сакаряну Анастасия, Меликов Руслан, Яхонтов Александр и Кукушкина Екатерина; первое место занял проект «Life skills: научите меня жить», авторы Коновальчук Валерия и Поляков Григорий. Все участники были отмечены подарками и денежными премиями от партнеров мероприятия. Украсили мероприятие музыкальные поздравления студентов института. Над организацией праздника «День карьеры» и конкурса проектов работали Петрова Ольга Сергеевна, Семёнова Анастасия Алексеевна, Булкина Кристина Игоревна и Эмануэль Татьяна Сергеевна.