13.30 – 16.00
Секция №3: «Интеграция вуза, бизнеса и государства: профориентация и целевое обучение как инструменты формирования трудового потенциала»
(ул. Казанская, 1, Открытый кампус)
Ссылка на онлайн подключение https://rgpu.ktalk.ru/f2rithmquxn2
Руководитель секции: Волковицкая Галина Андреевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена
Секция посвящена рассмотрению и анализу процессов интеграции трех ключевых субъектов – высшего образования, бизнеса и государственных структур – в целях создания устойчивой, предсказуемой и гибкой системы подготовки кадров. В фокусе – формирование профессиональной идентичности как важнейшего направления профориентационной работы в вузе. В настоящее время именно вуз выступает в качестве ключевого участника данной деятельности. Его профориентационная функция отличается многоуровневым и системным подходом, охватывая все стадии образовательного пути – от довузовского до послевузовского.
Целевая аудитория профориентационной деятельности вуза значительно шире традиционного круга школьников и абитуриентов. В нее включаются также родители будущих студентов, педагоги и сами обучающиеся – начиная от первокурсников и заканчивая магистрантами, аспирантами и выпускниками различных уровней подготовки. Такое разнообразие категорий требует продуманной, структурированной и гибкой модели организации профориентационной работы внутри вуза. Основной задачей подобных практик становится не только обеспечение качественного отбора и привлечения студентов, но и содействие их осознанному профессиональному выбору, формированию устойчивой мотивации к карьерному развитию и всестороннему личностному становлению.
Профориентационные мероприятия зачастую реализуются фрагментарно, без общей стратегии, что снижает их влияние на профессиональное самоопределение и становление обучающихся. Таким образом, несмотря на наличие разнообразных практик, действующая профориентационная деятельность в вузах не демонстрирует должного уровня системности. Возникает необходимость в разработке интегрированной, управляемой и научно обоснованной модели профориентационной работы, способной учитывать особенности целевых групп, выстраивать преемственность на разных этапах образования и соответствовать требованиям современного рынка труда.
Вопросы для обсуждения:
- Какие модели интеграции вуза и бизнеса в сфере профориентации и целевого обучения наиболее эффективны в российской практике?
- Какова роль целевого обучения для экономики страны?
- Как государство может выступать катализатором интеграции, создавая нормативные, финансовые и инфраструктурные условия?
- Как преодолеть институциональные барьеры между образовательной и экономической системами?
- Каковы метрики эффективной интеграции: процент трудоустройства, уровень удовлетворенности работодателей, снижение текучести кадров?
Ключевые спикеры (докладчики):
- Спасская Елена Борисовна, начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент
«Формирование готовности к педагогической деятельности в условиях предпрофессиональной и профессиональной подготовки».
- Владимирова Светлана Валентиновна, начальник отдела карьерных траекторий «Центр Мост» РГПУ им. А. И. Герцена
«Реализация проекта «Команда школьных педагогов «под ключ»: эффективная модель взаимодействия вуза и региональной образовательной системы».
- Апевалова Зоя Валерьевна, кандидат философских наук, начальник отдела образовательных программ и технологий НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, (видео-доклад)
«Управление изменениями в ДПО: ожидания государства, менеджмент бизнес-процессов и реальность деятельности».
- Васинович Ирина Викторовна, директор ГБОУ СОШ № 544 Московского района Санкт-Петербурга
Герасимова Анна Юрьевна.
«Психолого-педагогические классы как инструмент ранней профориентации и формирования кадрового суверенитета в сфере образования».
- Анисимова Арина Артемовна, начальник группы обучения и развития АО «НИЦ СПб ЭТУ» (Научно-инженерный центр Санкт-Петербургского электротехнического университета)
«Компетенции персонала: актуальные потребности и проблемы поиска специалистов».
- Жаров Александр Олегович, начальник отдела планирования, реализации, контроля и качества образовательного процесса РГПУ им. А. И. Герцена
- Гусева Оксана Валерьевна, специалист группы обучения и развития АО «НИЦ СПб ЭТУ» (Научно-инженерный центр Санкт-Петербургского электротехнического университета)
«Целевое обучение сотрудников: скрытый потенциал для удержания кадров и вызовы для HR-процессов».
8. Колесникова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой туризма Петрозаводского государственного университета
«От образовательной среды к кадровому ресурсу территории: опыт ПетрГУ в формировании профессиональных траекторий молодежи в туризме и креативной индустрии (на примере проекта “Молодежный спектр Слюдариума”)».(онлайн)
9. Иванова Валентина Ивановна, студентка факультета среднего профессионального образования Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
«Образовательная конвергенция: новые модели, технологии и партнёрские связи». (онлайн)
10. Линник Елена Петровна, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой цифрового образования, математики и физики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Херсонский государственный педагогический университет».
«Интеграция образования, экономики и цифровизации в системе работы с одарёнными детьми как ресурс развития кадрового потенциала новых регионов Российской Федерации».
11. Уманская Марина Викторовна, кандидат экономических наук, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
Славнецкова Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой производственного менеджмента Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.
«Интеграция вуза, бизнеса и государства: опыт саратовской области в подготовке специалистов по менеджменту».
