13.30 – 15.00 Секционные заседания
Секция №3: «Интеграция вуза, бизнеса и государства: профориентация и целевое обучение как инструменты формирования трудового потенциала»
(наб. р. Мойки, 48, корпус 5, Мариинский зал)
(Руководитель секции: Волковицкая Галина Андреевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена)
Секция посвящена рассмотрению и анализу процессов интеграции трех ключевых субъектов – высшего образования, бизнеса и государственных структур – в целях создания устойчивой, предсказуемой и гибкой системы подготовки кадров. В фокусе – формирование профессиональной идентичности как важнейшего направления профориентационной работы в вузе. В настоящее время именно вуз выступает в качестве ключевого участника данной деятельности. Его профориентационная функция отличается многоуровневым и системным подходом, охватывая все стадии образовательного пути – от довузовского до послевузовского.
Целевая аудитория профориентационной деятельности вуза значительно шире традиционного круга школьников и абитуриентов. В нее включаются также родители будущих студентов, педагоги и сами обучающиеся – начиная от первокурсников и заканчивая магистрантами, аспирантами и выпускниками различных уровней подготовки. Такое разнообразие категорий требует продуманной, структурированной и гибкой модели организации профориентационной работы внутри вуза. Основной задачей подобных практик становится не только обеспечение качественного отбора и привлечения студентов, но и содействие их осознанному профессиональному выбору, формированию устойчивой мотивации к карьерному развитию и всестороннему личностному становлению.
Профориентационные мероприятия зачастую реализуются фрагментарно, без общей стратегии, что снижает их влияние на профессиональное самоопределение и становление обучающихся. Таким образом, несмотря на наличие разнообразных практик, действующая профориентационная деятельность в вузах не демонстрирует должного уровня системности. Возникает необходимость в разработке интегрированной, управляемой и научно обоснованной модели профориентационной работы, способной учитывать особенности целевых групп, выстраивать преемственность на разных этапах образования и соответствовать требованиям современного рынка труда.
Вопросы для обсуждения:
- Какие модели интеграции вуза и бизнеса в сфере профориентации и целевого обучения наиболее эффективны в российской практике?
- Какова роль целевого обучения для экономики страны?
- Как государство может выступать катализатором интеграции, создавая нормативные, финансовые и инфраструктурные условия?
- Как преодолеть институциональные барьеры между образовательной и экономической системами?
Каковы метрики эффективной интеграции: процент трудоустройства, уровень удовлетворенности работодателей, снижение текучести кадров?
